Адаптация первоклассников. Советы классному руководителю.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается.

Значительная часть детей (50-60%) адаптируются в течение первых 2-3 месяцев обучения. Другим детям (примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой жизни. Они могу до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу соглашаются выполнять требования учителя часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, плачут, жалуются). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.

В каждом классе есть примерно 15 % детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе изгоями, что возникает у них новую форму протеста, проявляющуюся в дезадаптивном поведении. Это, в свою очередь ведет к серьезным последствиям для них (вплоть до невозможности получить полноценные знания и найти свое место в жизни).

Таким образом, период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, а у других – одну четверть, а у третьих растягивается на весь учебный год.

Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

Причинами школьной дезадаптации являются:

  1. несформированность «внутренней позиции школьника», когда ученик действительно хочет учиться, а не только ходит в школу.
  2. слабое развитие произвольности
  3. недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации
  4. вынужденность подчиняться новым правилам школьной жизни
  5. общение с учителем
  6. недостаточно развитая способность ребенка к взаимодействию с другими
  7. отношение к себе
  8. завышенные требования со стороны родителей
  9. состояние здоровья и физического развития

Рекомендации классным руководителям:

1.Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребёнку здоровья. Т.е.:

  • ​ обеспечить своевременную смену видов деятельности;
  • ​ не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
  • ​ отводить больше внимания и времени на практические действия с предметами, работе с наглядностью;
  • ​ использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.

2.Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.

3.Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.

4.Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (если такие есть в классе): леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т.п.

5.Необходимо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.

6.Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.

7.Включить детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.

8.Помочь детям организовать свою деятельность, повторять последовательность действий из урока в урок. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.

9.Поощрять детей задавать вопросы, если им что-то непонятно. Снисходительно относиться к тому, что первоклашки склонны спросить одно и то же несколько раз.

10.Организовать личное общение с каждым учеником своего класса, быть в курсе их радостей и переживаний.

11.Общаться с родителями, интересуясь семейными успехами детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *